Туапсе
Черноморское побережье района Туапсе начало осваиваться человеком более 5 тысяч лет назад. Тогда на берега Кавказа пришли племена дольменостроителей. Видимо, окрестности Туапсе играли в их жизни какую-то особую, загадочную роль. По крайней мере самое свое значительное сооружение, объект «Псынако I», они воздвигли неподалеку от современного города.
В античные времена возникают греческие колонии. Но они не стали богатыми торговыми городами. Это были, скорее, остановочные пункты, в которых мореплаватели могли отдохнуть после изнурительного морского перехода. Самое древнее письменное упоминание о Туапсе относится к IV—II векам до н.э. Греки называли это место Топсида. В середине I тысячелетия до н.э. Геродот включал Топсиду в состав Зихии (союз проадыгских племен).
Потом эти берега были опустошены гуннами. За ними появились византийцы, принесшие на побережье христианство. Одновременно с ними сюда стали проникать славяне. Основная масса русских переселенцев пришла из Тмутара-канского княжества.
В XIII веке орды Чингиз-хана испепелили все поселения Черноморского побережья Кавказа. Археологи до сих пор при раскопках находят плоские стрелы монголо-татар.
В XV столетии побережье захватили турки. Они вывозили рабов на рудники, лес и шкуры животных. Турция же принесла на побережье ислам. Эта религия как нельзя лучше отвечала национальному характеру шапсугских племен. За триста лет, которые Османская империя господствовала на этих берегах, гордые мужчины, любившие оружие и за честь почитавшие погибнуть в бою, стали фанатичными воинами Пророка.
После подписания Адрианопольского мирного договора в 1829 году восточное побережье Черного моря от устья реки Кубань до форта св. Николая отошло к России. Русские начали осваивать новые земли. Однако они столкнулись с ожесточенным сопротивлением местных жителей, которые все как один встали на борьбу с неверными. Англия и Турция самым активным образом поддерживали местных феодалов, стремясь как можно сильнее ослабить Россию. Оружие и деньги поступали на Кавказ в основном морем. Отсюда горными тропами их доставляли в места наиболее ожесточенных боев Кавказской войны.
Чтобы прервать пути доставки оружия, Россия в 1838 году начинает строить Черноморскую береговую укрепленную линию. Она состояла из нескольких небольших фортов, расположенных в устьях рек, в удобных бухтах и в местах, где к морю выходили горные тропы, ведущие через перевалы на Кубанскую равнину. Так на месте современного города Туапсе возник Вельяминовский форт. Путь снабжения горцев оружием через Гойтхский перевал был перекрыт. С первых дней своего существования укрепление подверглось ожесточенным атакам местных племен. И вскоре было разрушено.
В 1840 году Вельяминовский форт был восстановлен. Но и после этого Береговая линия оказалась не в состоянии осуществлять контроль над горцами. Узкая прибрежная полоса фортов не могла устрашить отважный народ.
Главные силы русской армии в те годы были направлены против Шамиля. Войска продвигались по реке Белая. Начавшаяся в 1853 году Крымская война не только затормозила завоевание Западного Кавказа, но и вынудила русских разрушить и покинуть все укрепления Черноморской береговой линии.
Уход русских оживил связь горцев с турками и англичанами. Туапсе и Геленджик превращаются в эти годы в довольно бойкие торговые поселения. Торговали всем. Оружием, снаряжением, лесом, шкурами, заложниками. По сути дела, городок превратился в работорговую факторию.
26 февраля 1857 года турецким судном «Аслан» и английской шхуной «Кенгуру» был высажен десант. Всего на берег сошло 200 турецких солдат с шестью пушками, порохом и оружием и более ста волонтеров — искателей приключений. В том же году сюда прибывали все новые и новые английские и турецкие суда, которые везли оружие и легионеров. Но в 1859 году стремительным морским десантом под командованием майора Левашова пункт торговли оружием и невольниками, устроенный турками в Туапсе, был уничтожен.
Завершающий этап завоевания Кавказа завершался четырьмя отрядами, перешедшими Главный Кавказский хребет. На Туапсе наступали войска под командованием генерала Геймана. Ожесточенные бои с горцами проходили здесь в октябре 1863 года. Но, несмотря на сопротивление, становилось ясно, что участь Западного Кавказа решена. Местные жители начали эвакуироваться в Турцию. Только по официальным данным, в те годы было переселено около 500 тысяч адыгов, убыхов, шапсугов. Особенно много людей покидало свои земли через Туапсе.
22 февраля 1864 года отряд генерала Геймана дошел до Туапсе и овладел развалинами форта Вельяминовского. После этого депортация горцев развернулась с утроенной силой. Вокруг развалин порта в те дни с утра до позднего вечера гудел громадный рынок, на котором вынужденные переселенцы за бесценок продавали свой скарб. Покупателями были преимущественно русские офицеры и купцы. Естественно, что на трагедии целого народа наживались авантюристы разных мастей. За перевозку в Турцию с местных жителей брали по шесть рублей с души. Довольно значительная сумма по тем временам.
Наконец побережье покинул последний беженец. За время депортации солдаты Геймана восстановили форт Велья-миновский. Но теперь это был уже не форт, а пост, в котором стали нести службу два пехотных батальона. Вокруг поста стал складываться посад. 10 мая 1866 года по так называемому посадскому уложению стала заселяться приморская территория от Туапсе до реки Бзыбь. Земли береговой полосы стали раздаваться в собственность под «культурные дачи».
27 июня 1867 года был образован Черноморский округ в составе Кубанской области. Самым большим в округе оказался Вельяминовский отдел (он же Туапсинский). Годом раньше в Туапсе была учреждена карантинно-таможенная застава. В бухту стали еженедельно заходить пассажирские пароходы Одесского акционерного общества «Кавказ и Меркурий». На мысе Кадош был построен маяк. Тогда же началась постройка шоссейной дороги к Майкопу, затянувшаяся на несколько десятков лет. С 1875 года в Туапсе появилось упрощенное городское управление.
Толчок для дальнейшего роста Туапсе получает после строительства дороги Новороссийск — Сухуми. Из голодающих губерний России на работу устремилась масса крестьян. Дорога внесла оживление в экономическую жизнь побережья. Предприниматели раскупали участки, корчевали лес, разбивали сады и виноградники. В 1897 году Вельяминовский посад был переименован в городской посад Туапсе. Он стал окружным центром Черноморской губернии.
В начале 20 века город стал быстро расти. Этому способствовало строительство железной дороги через Гойтхский перевал, которая соединила Туапсе с Армавиром. Эта дорога долгое время оставалась единственной, связывавшей Черноморское побережье Кубани с центром России. Только в 70-е годы нашего века от Туапсе смогли провести еще одну железнодорожную ветку на Горячий Ключ и Краснодар длиной 146 километров. Строительство было связано с огромными трудностями. Наибольшие проблемы вызвала прокладка туннеля под хребтом Калачи.
В окрестностях города было заложено Варваринское училище садоводства, виноградарства и виноделия. Виноградники и сады занимали площадь 104 гектара.
Инициатива по строительству железной дороги Туапсе-Армавир, сооружению порта-убежища и созданию Варварин-ского училища принадлежала А. Н. Кривенко — видному общественному деятелю, старосте города Туапсе. За те усилия, которые этот человек приложил для преобразования города, одна из станций железной дороги была названа в его честь — Кривенковская.
8 1914 году началось строительство черноморского участка железной дороги. Первая очередь, связавшая Туапсе и Сочи, была открыта в 1916 году. Полностью закончить строительство удалось лишь в 30-е годы. Одновременно с установлением железнодорожного сообщения был построен и оборудован новый коммерческий порт. К нему проложили нефтепровод из Майкопского нефтяного района. Длина трубы была 192 километра, а диаметр 15 сантиметров. В 1916 году Туапсе официально объявляется городом.
9 марта 1918 года в Туапсе была установлена Советская власть. Началась гражданская война. Ее события не могли не отразиться на таком важном транспортном узле.
19 июня 1918 года на траверзе мыса Кадош погиб эскадренный миноносец «Керчь». Он был последним из кораблей Черноморской эскадры, затопленной по приказу В.И. Ленина в Цемесской бухте. Именно он осуществил торпедирование линейного корабля «Советская Россия». После этого эсминец совершил переход в Туапсе, передал в эфир радиограмму «Всем, всем, всем! Погиб, уничтожив все корабли Черноморского флота, которые предпочли гибель позорной сдаче Германии, эскадренный миноносец «Керчь», и открыл кингстоны. В 1932 году миноносец подняли, отремонтировали и он снова вступил в строй.
1 сентября 1918 года городом штурмом овладела Таманская армия, которая тремя колоннами с многотысячным обозом отступала от Геленджика для соединения с частями красных в районе Майкопа. От Туапсе она двинулась через перевал на Кубань.
С 1920 по 1930 годы Туапсе начинает развиваться как портовый город. Для этого были созданы все условия. Железная дорога, проложенная еще в 1914 году через Гойтхский перевал, и морской порт, который в состоянии был принимать суда всех существующих типов.
В годы первых пятилеток были построены нефтеперерабатывающий и судостроительный заводы. Проложен нефтепровод Грозный — Туапсе и смонтирован нефтяной пирс. Причем нефтепровод был спроектирован знаменитым инженером Шуховым.
Во время Великой Отечественной войны фашисты, наступавшие на Майкопском направлении, предприняли ряд атак, чтобы овладеть городом. Контроль над портом, нефтепроводом, перевальной железной и шоссейной дорогой позволил бы им зайти в тыл войскам, оборонявшим Новороссийск. С самого начала активных боевых действий Туапсе подвергался массированным бомбардировкам.
Особенно тяжелым периодом боевых операций была битва на подступах к Туапсе в октябре — ноябре 1942 года. Она получила название Туапсинской оборонительной операции. Фашистское наступление было остановлено на рубеже гор Индюк и Семашхо. 21 октября 1942 года гитлеровцы прорвались к горам Семашхо и Два Брата. Красная армия нанесла контрудар и окружила гитлеровскую группировку. К 17 декабря враг был полностью уничтожен. Больше попыток наступления на Туапсе фашисты не предпринимали.
После войны благодаря самоотверженному труду жителей город за короткое время был восстановлен из руин и пепла. Фактически отстроен заново. Туапсе стал таким, каким он предстает перед нами сейчас.
Туапсе, являющийся административным центром Туап-синского района Краснодарского края, расположен в очень живописном месте, защищенном горами. Средняя температура самого холодного месяца — февраля 4,7° С, августа 23,4° С. 225 дней в году нет морозов. Зима дождливая, мягкая. Снег если и бывает, то лежит не более 11 дней в году.
«Туапсе» в переводе с адыгейского означает «две воды»: город расположен в долинах двух рек — Туапсе и Паукпсе. В последние годы вторую реку чаще называют просто Паук.
Начать осмотр города лучше с Приморского бульвара, который тянется вдоль моря. С него открывается вид на акваторию Туапсинского порта. На бульваре среди пышной субтропической зелени расположен городской парк с аттракционами и несколько памятников. Со стороны стадиона — памятник эскадренному миноносцу «Керчь», торпедировавшему корабли Черноморского флота. Дальше, на бульваре — памятная доска посвящена героической гибели в неравном бою минного заградителя «Н.Островский».
На берегу моря расположен небольшой морской вокзал. Рядом с ним пассажирский причал, уходящий в море на 50 метров. К югу от причала хорошо просматривается нефтяной пирс и южный мол, который офаничивает акваторию нового порта. Старый порт расположен к северо-западу от причала. В его акватории сейчас располагается туапсинский судоремонтный завод.
На площади Октябрьской революции, рядом с дворцом культуры моряков, в честь пятидесятилетия Октябрьской революции установлен высокий обелиск в виде трехгранного штыка. Обелиск посвящен «Борцам за власть советов». Он буквально господствует над всей прилегающей к порту территорией города.
Слева от обелиска на крутом склоне горы находится памятник Неизвестному солдату и зажжен Вечный огонь. На стене перечислены воинские части и соединения, которые 150 дней обороняли город. Это место называется Горка героев. От Вечного огня на горку ведет крутая лестница. Поднявшись по ней и насладившись видом панорамы порта, которая открывается со смотровых площадок, организованных на различной высоте, вы окажетесь у туапсинского краеведческого музея.
Музей находится в небольшом особняке. Коллекция подобрана с исключительной тщательностью и представляет несомненный интерес. Во дворе музея находится небольшой дольмен. Это подлинное мегалитическое сооружение было привезено в город с окрестных гор.
Около музея похоронен Николай Гурьевич Полетаев (1872—1930 ). На могиле установлен бюст. Полетаев был соратником В.ИЛенина по революционной борьбе. Одно время возглавлял отделение народного комиссариата внешней торговли. А с 1920 по 1930 годы жил в Туапсе. Именно он выступил инициатором прокладки нефтепровода Грозный — Туапсе.
По улице Полетаева спускаемся вниз. Здесь в сквере на улице Горького находится памятник, установленный в честь героев, погибших в годы второй мировой. В сквере по соседству фонтан «Каменный цветок».
Теперь, пересекая площадь Октябрьской революции, выходим на улицу Карла Маркса. Это, пожалуй, самая красивая улица города. Она представляет собой своего рода бульвар. Две проезжие части разделяет аллея из вековых платанов. Деревья чудом сохранились во время войны. Они — главное украшение города. Платановая аллея протянулась вдоль всей улицы, которая заканчивается памятником Ленину.
Если у памятника Ленину повернуть направо, то через несколько кварталов вы выйдете к железнодорожному вокзалу. Рядом с вокзалом туапсинский рынок. Обогнув рынок с левой стороны и пройдя вдоль железнодорожных путей, дорога подходит к подвесному мосту через реку Туапсе. Она впадает в море за южным молом. За рекой находятся нефтяные резервуары Грознефти. Перейдя реку, вы окажетесь у городского пляжа. Пляж сложен из гальки, перемешанной с песком.
От железнодорожного вокзала по улице Энгельса примерно в двух кварталах располагается автомобильный вокзал. От него отходят автобусы местных и междугородних маршрутов.
Туапсе расположен в долинах двух рек. Они разделены довольно высокой горой, которая весьма плотно застроена домами. Улочки взбираются вверх по склонам. Раньше Ново-российско-Сухумское шоссе проходило через город. Это был настоящий маленький перевал. Теперь построена окружная дорога. Но если подняться на гору по старой дороге, то весь город окажется как на ладони. В самой высокой точке перевала установлено зенитное орудие — памятник воинам, оборонявшим небо во время войны.
В окрестностях города находится целая россыпь объектов, которые заслуживают внимания любого туриста и путешественника.
|