На постройку собора казна издержала 4,7 млн. рублей. Собор с западо-восточной стороны имеет длину 72,5 м, с севера-южной — 57 м (без учета колоннады). Высота от земли до креста, венчающего купол, - 71,6 м. Общее количество наружных колонн Казанского собора —136, внутренних — 56.
Ближайшим стилистическим предшественником Казанского собора явился собор Св. Петра в Риме. Об этом родстве напоминает колоннада, «развернутая» к Невскому проспекту.
В остальном архитектурное решение храма представляет собой синтез базиликальных (характерных для римской храмовой архитектуры) и крестово-купольных (традиционных для православной храмоздательной традиции) форм. Собор вытянут вдоль Невского проспекта с запада на восток и имеет форму латинского (удлиненного) креста. Этого сторонний наблюдатель, созерцая лишь парадный фасад собора, увидеть не может, поскольку основной его объем «отгорожен» от Невского колоннадой.
При строительстве собора использовались материалы исключительно отечественного происхождения, причем основную роль в строительстве сыграл пудостьский камень, добываемый в деревне Пудость неподалеку от Гатчины. По своим свойствам он подобен итальянскому камню травертино. Основное его преимущество перед другими породами состоит в том, что он сравнительно легко добывается и предоставляет широкие возможности для дальнейшей обработки. Сразу после извлечения из земли его можно пилить и резать, а потом он быстро затвердевает.
Однако далеко не все из тех, кто был причастен к строительству Казанского собора, питали к пудостьскому камню такое же доверие, как Воронихин. Ноздреватый и пористый, он казался многим не самым подходящим строительным материалом для влажного петербургского климата. Однако Воронихин настоял на своем.
За двести лет существования собора его внешность почти не претерпела изменений. В 1903 г. усердные прихожане хотели было возвести рядом с собором массивную колокольню, но этот благочестивый проект не реализовался благодаря Академии художеств. К столетию собора, отмечавшемуся в 1911 году, его отреставрировали, однако сделано было далеко не все из задуманного. Так, из-за недостатка средств не удалось отлить в бронзе статуи Архангелов Гавриила и Михаила. Некогда, к освящению собора, скульптор Мартос выполнил их в гипсе и затонировал под бронзу. Впоследствии предполагалось заменить «муляжи» настоящими бронзовыми статуями. В итоге гипсовые Архангелы простояли у проездов колоннад тридцать лет, пока совершенно не разрушились.
Барельефы
Скульптурное убранство Казанского собора должно было быть, по замыслу зодчего, гораздо более богатым. Но вмешались финансовые расчеты, началась война, и декоративное оформление храма осталось во многом «недовыполненным».
Снаружи собор украшают 14 барельефов на сюжеты Ветхого и Нового Заветов, выполненных из пудостьского камня. В центре всех ветхозаветных композиций — пророк Моисей.
Северные двери
Парадные бронзовые двери, расположенные в центральной части северного фасада Казанского собора, являются копией знаменитых дверей флорентийского баптистерия, созданных в XV веке Лоренцо Гиберти. Правда, мастер Василий Екимов, производивший отливку дверей, перепутал последовательность сюжетов и расположил их в несколько ином, чем у Гиберти, порядке. Мраморное обрамление северных врат выполнено по проекту Воронихина.
Купол
Купол в большей степени напоминает купол парижской церкви Сент-Женевьев или Дома инвалидов, чем массивный купол римского собора святого Петра. Несмотря на свою величину (более 17 метров в диаметре), он кажется весьма изящным. Любопытно, что при его возведении Воронихин впервые в мире применил металлическую конструкцию, значительно увеличивавшую прочность всего сооружения.
Колоннада
Колоннада со стороны Невского проспекта состоит из 94 колонн, 20 колонн имеет южный портик, 12 — западный. Все колонны — коринфского ордера, для которого характерны пышно украшенные стилизованными листьями капители. Облицовка колонн выполнена из пудостьского камня и покрыта каннелюрами (вертикальными желобками). Благодаря им создается впечатление легкости и стройности колонн, хотя на самом деле каждая из них весит около 28 тонн и имеет в высоту 14 метров.
Интерьер
Интерьер собора организован достаточно традиционно. Посредством колонн коринфского ордера оно разделено на три нефа, причем центральный шире боковых в четыре раза и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы имеют кессонированные перекрытия.
Материал для колонн Воронихин подбирал во время своего свадебного путешествия на Карельский перешеек, в которое отправился после бракосочетания с чертежницей Мэри Лонд. Его внимание привлекли месторождения гранита близ Выборга. Этот камень наилучшим образом соответствовал замыслу архитектора, и в 1803 году на выборгских каменоломнях начались интенсивные работы.
Дивную «выставку» отечественных недр представляют собой и другие элементы внутреннего убранства: пол выложен розовым и серым карельским мрамором с вставками черных шунгитовых сланцев, а в алтаре и на амвоне — малиновым шокшинским кварцитом, высоко ценимым во всем мире.
Важную роль в оформлении собора играет живопись, выполненная лучшими тогдашними мастерами. Более всего собор был знаменит своим серебряным иконостасом — ныне, увы, безвозвратно утраченным.
В декабре 1812 года М. И. Кутузов отправил митрополиту Санкт-Петербургскому Амвросию несколько слитков серебра с целью изображения четырех Евангелистов. Идея отлить в серебре евангелистов понравилась и владыке, и государю, однако потом дело застопорилось. Модели статуй изготовил Мартос, но они показались Синоду «слишком обнаженными», и вопрос отрофейном серебре отложили в долгий ящик.
Только в 1834 году для него нашлось достойное применение: настало время заменить временный иконостас работы Воронихина, так как он был слишком мал для интерьеров Казанского собора, и серебро пошло на новый иконостас, спроектированный К. А. Тоном. «Казачьего серебра» не хватило, и к нему пришлось прибавить еще столько же. В итоге на иконостас истратили около ста пудов драгоценного металла.
В 1922 году, на волне кампании по изъятию церковных ценностей, тоновский серебряный иконостас разобрали и отправили на переплавку
Чтобы посмотреть полный список регионов/отелей/санаториев перейдите СЮДА Выберите мышкой регион (отель или санаторий) и нажмите кнопку "Отправить"
Бронирование без заполнения формы: kurortinfo @ list.ru
Внимательно заполните все поля и Вы получите по е-майл готовый к оплате бланк квитанции или счет. Каждый десятый ошибается при указании своего E-mail!
Хотите получать информацию о сезонных скидках?
Подпишитесь и мы Вам пришлем самые интересные варианты!
Санаторий 30 лет Победы город Железноводск, двухместный 3 категории