Многие источники утверждают, что колонны для постройки современного, третьего храма Премудрости Божьей (или Божественной Мудрости) из зеленого мрамора были завезены из храма Артемиды в Эфесе (расположены по шесть снизу и вверху), который был подожжен известным Геростратом. А колонны из порфира были доставлены из римского храма Солнца, как и многие другие колонны, выломаны и вывезены из многочисленных античных храмов. Всего сто семь колонн привезены из разных уголков мира
Хотя на деле оказалось что большая часть облицовки и колонн была изготовлена специально для храма Св. Софии.
При входе в храм находятся остатки базилики Феодосия в прямоугольной яме.
Из девяти дверей в притворе, которые ведут во внутреннее пространство базилики, открыты только одни – Императорские (самые праздничные и высокие). Как гласит легенда - они сделаны из остатков ковчега Ноя.
Над ними располагается известная мозаика начала 10 века, на которой изображен Иисус на троне и коленопреклоненный император Лео VI.
Вправо от входа идет коридор, прозванный Вестибюлем воинов: охрана императора дожидалась здесь окончания службы.
На своде можно увидеть следы золоченой мозаики эпохи Юстиниана. Пространство над дверью, которая ведет в нартекс можно увидеть мозаику времен правления Василия II, она называется «Богоматерь с императорами Юстинианом и Константином».
В западном и северо-западном углах стоят две огромные пузатые симметричные алебастровые урны, которые относятся к ранневизантийской эпохе. Ранее, во время правления Мурада в Пергаме эти урны использовали для воды при изготовлении пушек, а позже, а может и раньше – для омовения в мечети Св. Софии.
К числу достопримечательностей храма Святой Софии относится столп Святого Григория Чудотворца («Потеющая колонна») – расположенный позади одной из урн-ваз. По поверью она помогает в излечении многих болезней.
Несомненно, ваше внимание привлечет оправленное в медь углубление, влажное внутри. Оно также считается волшебным: если вставить туда большой палец, то ваше желание исполнится, особенно если вы женского рода.
Практически в центре храма Софии расположена Коронационная площадь, или омфалос – это центр мира (четыре круга на полу). Эти круги отмечают место трона правителей Византии. Следующие двенадцать кругов являются символом 12 апостолов. Когда в 537 году освящали храм в этом месте стоял Юстиниан.
Также заинтересуют туристов мраморные плиты с оригинальными и естественными изображениями.
Естественно, главное в ансамбле собора Св. Софии – это громада купола. Сегодня его украшают цитаты из Корана, а когда-то здесь было покрытие из золотой мозаики, с большим синим крестом, и пока не началась реставрация храма, посетители могли слышать звяканье осыпающихся позолоченных кусочков.
Купол крепко посажен на стены и массивные колонны, которые втянуты в стены и прикрыты колоннадами. Перед строителями стояла задача спрятать внутрь тяжеловесность купола.
Если задереть голову вверх, то в апсиде откроется чудесная мозаика изображающая Богородицу с младенцем Иисусом на руках. Две другие мозаичные фрески изображают архангелов – Михаила и Гавриила. Торжественное открытие этих мозаичных картин в пасхальное воскресенье 867 года ознаменовало победу над иконоборцами.
В четырех треугольных областях свода в основании купола расположены мозаичные фрески, изображающие шестикрылых серафимов.
Отдельного внимания заслуживают мозаики на верхних галереях, относящиеся к 9-12 векам, во время правления Юстиниана это место предназначалось только для женщин.
Также посмотрите изображение в мозаике императора Александра с черепом и древние граффити на парапете и столбах, которые оставлены прихожанами.
В западной галерее заслуживает внимания зеленая пластина из мрамора – это место для трона византийской императрицы.
Южная галерея хранит еще больше шедевров. Среди них: Врата небес и Рая – мраморная дверь с ключом от рая в руках св. Петра; мозаика Деисуса с изображением Девы Марии, Иоанна Крестителя и Христа Всемогущего.
Неподалеку – Русский уголок. Там мозаика выполнена на средства Николая II.
Но когда Стамбул завоевал султан Мехмед Фатих началась новая эпоха для собора Св. Софии. Пораженный красотой и величием Софии Завоеватель приказал пристроить к храму минарет, дабы избежать разграбления собора солдатами.
В период правления султана Байезида II к храму пристроили еще один минарет, в во время правления Селима – еще два минарета.
К нефу пристроена золоченая Ложа султана. При Мураде III возвели «минбар» и площадки для чтения Корана из мрамора – «мюэззин махлифи».
Во дворе по левую сторону расположились гробницы и султанов и принцев.
В начале 20 века турецкое правительство разрешило начать реставрационные работы которые продолжаются и сейчас. На это указывают уникальные леса, сами по себе являющиеся чудом современных технологий.
В 1934 году собор Святой Софии официально получил статус музея.
Многочисленные достройки и перестройки абсолютно не портят внешний вид сооружения, а прекрасно дополняют. В этом храме Восток слился с Западом.
Особо сказочный вид приобретают Айя-София и Султанахмет при ночном освещении.
Чтобы посмотреть полный список регионов/отелей/санаториев перейдите СЮДА Выберите мышкой регион (отель или санаторий) и нажмите кнопку "Отправить"
Бронирование без заполнения формы: kurortinfo @ list.ru
Внимательно заполните все поля и Вы получите по е-майл готовый к оплате бланк квитанции или счет. Каждый десятый ошибается при указании своего E-mail!
Хотите получать информацию о сезонных скидках?
Подпишитесь и мы Вам пришлем самые интересные варианты!
Санаторий 30 лет Победы город Железноводск, двухместный 3 категории